Новое время, Киев,
26 июля 2021 г.
Омбудсмен в ОСАГО: Чем поможет пострадавшим в ДТП 413 просмотров
Финансовый или страховой омбудсмен — важная структура на развитом рынке страхования. В его полномочия входит рассмотрение жалоб и урегулирование спорных ситуаций между страховщиком и потребителем — физическим лицом.
Во многих странах мира возможность обратиться к независимому уполномоченному существует уже более 20 лет. К примеру, правительство Великобритании учредило Службу финансового омбудсмена в 2001 году, и с тех пор здесь рассматривается более 1 млн обращений в год на действия банков, страховых, финансовых инвестиционных и прочих компаний. Независимые страховые омбудсмены бесплатно защищают права страхователей и пострадавших в Германии, Австралии, Индии, Новой Зеландии.
В Украине за соблюдение требований законодательства на страховом рынке отвечает Национальный банк. Его задача как регулятора — отреагировать на жалобу, используя административные механизмы: наложить штраф или использовать другие санкции в отношении страховой компании, которая должна устранить нарушение. В случае конфликтной ситуации пострадавшему приходится обращаться с жалобой в Нацбанк, МТСБУ или проходить через длительные судебные процедуры. Но в ближайшее время ситуация изменится.
Независимый медиатор
Драйвером инноваций становится сфера «автогражданки» (обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Совсем скоро при МТСБУ начнет работу «омбудсмен в ОСАГО». Его задачей будет контролировать соблюдение законных прав и интересов страхователей и пострадавших в ДТП, а также в досудебном порядке разрешать конфликтные ситуации между страховой компанией и потребителями страховых услуг.
Работа омбудсмена в ОСАГО будет сфокусирована на том, чтобы защитить конкретного человека: разобраться в обстоятельствах страхового случая, внимательно изучить процесс урегулирования и, с учетом действующего законодательства, принять решение о том, должна ли страховая компания выплатить возмещение.
Работа такого омбудсмена бесплатна для обращающихся за помощью. Воспользоваться услугами может любой гражданин, которому требуется защита его прав в сфере ОСАГО. Для этого надо направить жалобу МТСБУ, соблюдая определенные правила:
1. Подавать жалобу необходимо письменно: в бумажном или электронном виде. В ней указать фамилию, адрес, телефон жалобщика, а также название страховой компании.
2. В жалобе четко изложить все факты, касающиеся страхового события: дату, время, обстоятельства аварии. Предоставить информацию о договорах ОСАГО участников ДТП, дату и перечень документов, переданных в страховую компанию, копию переписки со страховщиком.
3. Ясно указать, в чем именно состоит нарушение прав и интересов, что считаете неверным, какого результата рассмотрения жалобы ожидаете.
Решение омбудсмена станет обязательным для выполнения страховщиком-членом МТСБУ. Страховая компания обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления выполнить его решение и предоставить Бюро подтверждение этого.
Причины споров
Следует отметить, что уровень жалоб на страховщиков ОСАГО по итогам I квартала 2021 года составляет всего 1,4% от количества произведённых выплат. Наибольшая часть из них связана с задержкой выплаты страхового возмещения. Хорошо, что этих жалоб становится меньше, а средний срок выплаты сокращается. К примеру, за I квартал 2021 года более 75% выплат были совершены в срок 90 дней с момента ДТП. Напомню, что согласно нормам действующего закона «Об ОСАГО», страховой случай должен быть урегулирован в течение 90 дней с момента подачи заявления на выплату и всех необходимых документов к нему.
Другими причинами жалоб пострадавших в ДТП являются несогласие с размером страхового возмещения или отказ от выплаты. Здесь количество спорных ситуаций минимально. В I квартале 2021 года МТСБУ получило всего 80 и 40 жалоб по вышеуказанным причинам. При этом в целом за этот период страховые компании произвели более 40 тысяч выплат.
Также практика МТСБУ, как и иностранных омбудсменов, показывает, что многие жалобы обусловлены недостатком финансовой грамотности у самих пострадавших. Британская Служба финансового омбудсмена обнародовала статистку, что каждая вторая жалоба не является обоснованной. К примеру, пострадавший может жаловаться, что выплата сделана недостаточно быстро, хотя предусмотренный законом срок еще не истек. Или, например, автовладелец предоставил не все необходимые документы, из-за чего могут быть задержки в рассмотрении заявления на выплату. Также причиной недовольства часто являются ситуации, которые субъективно считаются несправедливыми, но при этом действия страховщика отвечают законодательству. Например, выплата с учетом износа заменяемых запчастей.
Мы рассчитываем, что омбудсмен способствует минимизации жалоб на страховщиков ОСАГО и повысит уровень осведомленности украинцев о принципах работы этого вида страхования, о правах и обязанностях участников дорожного движения, поможет самим страховщикам лучше организовать коммуникации со своими потребителями.
В дальнейшем большинство поводов для жалоб сможет устранить новый закон «Об ОСАГО». Например, в нем будет прописан другой подход к расчету размера компенсации ущерба для неновых автомобилей, что позволит пострадавшему получить сумму, которой полностью хватит для ремонта автомобиля.
Появление омбудсмена в ОСАГО — это возможность повысить уровень доверия украинцев к страховому сектору в целом. И, кроме того, это еще один этап зрелости отрасли: когда компании готовы к тому, что по итогам рассмотрения спорных случаев будут приниматься решения, которые станут обязательными для всех участников рынка ОСАГО.
Владимир ШЕВЧЕНКО, генеральный директор МТСБУ Специально для НВ Бизнес
Вся пресса за 26 июля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, За рубежом, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Коммерсантъ, 24 декабря 2024 г.
Краткость — сестра страховки
|
|
Коммерсантъ-FM, 24 декабря 2024 г.
«Быть первопроходцами — это всегда вызов»
|
|
Москва FM, 24 декабря 2024 г.
ОСАГО стало формально выгоднее
|
|
ПРАЙМ, 24 декабря 2024 г.
Страхование грузов стало самым популярным видом страхования у поставщиков
|
|
Business FM Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
Новосибирцы чаще других россиян мошенничают с ОСАГО
|
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|